Борис Херсонский Жить с оглядкой. Стихи
Людмила Херсонская Дикие птицы. Стихи
Каринэ Арутюнова Вторая милость. Записи военного времени
Полина Барскова Итоги года, или Безумцы 9-й улицы. Стихи
Дмитрий Петров “Родительский день”. Главы из повести
Юрий Смирнов Вальхалла, штат Виктория. Стихи
Сергей Юрьенен Два рассказа
Олег Дозморов Легким взрывом. Стихи
Григорий Стариковский О чем плачут персы. Эссе
Михаил Эпштейн От первой до пятой волны: Нина Берберова как героиня нашего времени. Эссе
Наталья Иванова Трифонов и стены страха. Эссе
ПАМЯТИ ЛЬВА РУБИНШТЕЙНА
Михаил Айзенберг Появление автора
Татьяна Гнедовская Непоседливый стоик
Об авторах
Борис Херсонский
Жить с оглядкой
■ ■ ■
Оглянешься. Ох, куда же нас всех занесло.
В зимнем парке голая девушка опирается на весло.
Гипс не умеет дрожать на железном каркасе.
Скоро выборы. Всюду плакаты: Голосуйте за меньшее зло.
Безразлично, какое столетье и какое сегодня число.
В конечном счете любая очередь — это очередь к кассе.
Человек в конечном счете только примат.
Мужчина, по мнению девушек — вибратор плюс банкомат.
Девушка — думают парни — копилка с известной щелкой.
Опусти туда денежку — и она зазвенит.
Секс притягивает к себе, как гвозди — магнит.
Век пройдет — супермаркет окажется барахолкой.
И Солнце остынет, и звезды на землю падут,
ересиархи — слуги Антихриста народ за собой уведут.
Облаченная в солнце женщина предстанет в звездной короне.
Короче, все будет так, как пророк давно предсказал.
Земля превратится в супер-мега-вокзал.
Человечество будет толпиться на грязном перроне.
Земля — колыбель человечества. Но нельзя
оставаться век в колыбели. Указательным пальцем грозя,
говорил Циолковский, во Вселенную взгляд упирая.
Отправляемся в Космос — сигареты. Реклама лжет:
Никотин убивает лошадь. Лошадь печально ржет,
но щелкает зажигалкой и затягивается, не умирая.
■ ■ ■
суровая юность и злобная старость на рубеже веков
девятнадцатого и двадцатого у наших и пруссаков
еще не знающих что войны не за горами долами
покуда все еще были заняты своими делами
и фото вроде этюдов или черновиков
к батальным сценам панорамам и диорамам
военные почему-то особенно нравились дамам
и пролетариям было что терять помимо оков
кто не снимался в форме при шпаге и орденах
ни черта не смыслит в тех временах
когда кровь и честь в упряжке ходили парой
когда и старухе положено быть сухопарой
и старость свою проводить в четырех стенах
и шрам на щеке от студенческой до крови дуэли
и память о девственности до ее потери в постели
и вдова что монахиня и вдовец что монах
но пушки растут в размерах а хлор и иприт
уже готовы к делу и цеппелин огурцом парит
важно то что ни юнкер ни человек простой ни
старуха в кресле не знают что это прелюдия к бойне
а если кто и знает то вслух об этом не говорит
гамлет тоже не сразу рассказал где полоний
а тут промышленность и передел колоний
а не атомы и пустота как считал демокрит
и кому-то лезет в голову в голову напыщенный стих
и кто-то проводит ночи в рассужденьях пустых
но вот вам пропеллеры летательных аппаратов
и сочинения фешенебельных социал-демократов
в переплетах тисненых черных и золотых
и дамы с большими крестами на черных платьях
за столами в чернильных приборах и старинных распятьях
веруют во Христа Марию и всех святых
ожидание катастроф лучше самих катастроф
альманахи покуда полны величавых строф
нет что ни скажи хороши предвоенные годы
сводки с фронтов все равно что прогнозы погоды
а Бог это Бог-воитель и имя ему Саваоф
трудно в ученьи легко в бою врал господин Суворов
и не сводят девушки восхищенных взоров
с тех для кого не хватит ни крестов ни голгоф
■ ■ ■
продрог до мозга костей где ты кость мозговая
в которой кровь зарождается вызревая
готовясь заполнить собою венозный сосуд
ее проливает враг ее паразиты сосут
фронтовая вошь злее чем вошь тыловая
это линия беспредела ее не назвать фронтовой
ни совести в человеке ни созвездий над головой
выходишь в поле под нежную снежную крошку
слышишь братан песню поет под гармошку
вьется в тесной печурке и смотришь с улыбкой кривой
в темноту в которой с прибором для инфракрасного зрения
во тьме тебя живого мужайся венец творения
а лучше беги приятель покуда цел
но ты стоишь недвижно зная что взят на прицел
а спусковой крючок нажать не нужно большого умения
я тыловая крыса я тоже скоро умру
не печалься воин я тоже стоял на ветру
в открытой ночной степи на железном морозе
стоял навытяжку стоял в напряженной позе
и эту ночь я из памяти не сотру
лучше впасть в беспамятство чем выпасть из круга
предавших тебя друзей за услугу услуга
бартер общения сделка привет-привет
сколько зим приятель сколько загубленных лет
а кто-то давал нам заповедь любите друг друга
это было давно я засиделся в гостях
потом в меня стрелял мент но промахнулся пустяк
это была ошибка он думал что я грабитель
а я был студент нелепый и мирный житель
нормальная анатомия мозг мускулатура костяк
■ ■ ■
мы на месте врагов зимой сидели бы дома
выводя лишь собаку на поводке ведома
она задирала бы лапу у телеграфных столбов
а там в проводах десятки победных реляций
о службе морской о цветении белых акаций
о команде “Спартак” во главе восставших рабов.
султанат по морскому дну тащит свои фелуки
продают нектар и амброзию по амфоре в руки
древние греки с новыми русскими заодно
например фольксваген запряженный в квадригу
черноморец опять возвращается в высшую лигу
выбрал одно из двух и одно осталось одно
мы на месте врагов топили бы печь дровами
выгребали золу любовались бы львами
на открытках одесских видов минувших веков
раз в столетие выбирались увидеть замерзшее море
искали бы высший смысл в повседневном вздоре
человек человеку волк но в городе нет волков
хорошо если в рабстве возможна вялая фронда
мы на месте врагов бежали бы с линии фронта
милое дело штыки повернуть против своих властей
увязая в снегах скользя по непрочным льдинам
свергая царей потакая простолюдинам
покупая детям конфеты но на всех не хватит сластей
■ ■ ■
в плену каштанов и акаций,
и зрительных галлюцинаций,
живет, старея, город мой,
который должен быть веселым,
на зависть всем ближайшим селам,
всегда, особенно — зимой.
когда завален мокрым снегом,
над неподвижным моря брегом
стоит он, ежась на ветру.
и я, лишенный дара речи,
бреду в бреду, и зябнут плечи,
всегда, особо — поутру.
под снос намеченные зданья
застыли с мимикой страданья,
и знаменитые дворы
живут без шума и без гама.
всей музыки — простая гамма,
и пальцы сводит от игры.
какие рифмы! — город, холод,
но, заложив сто грамм за ворот,
согреешь душу хоть на миг.
привет, подвальная винарка,
отсюда — пять минут до парка,
без остановок, напрямик.
и, как продажные красотки,
стоят бетонные высотки,
но побережье терпит их.
и все же — для чего я ною?
запахло в воздухе весною
и ветер, кажется, утих.
ТЕКСТ
Как спящий живет среди провидческих снов,
как врачи живут среди тех, кого они не спасли,
мы живем среди древних текстов, среди вымерших слов,
которые где-то когда-то поэты произнесли.
И шумят слова, как на ветру в летнем лесу — листва.
И смысл между пальцев сыпется, как мелкий речной песок.
И темнеет в глазах, и кружится повинная голова,
и страдание искалеченным пальцем стучит в висок.
2023 г.
Если вам понравилась эта публикация, пожертвуйте на журнал